Содержание
Java и JavaScript являются неотъемлемой частью мира программирования. Невозможно проявить даже беглый интерес к кодированию и не столкнуться с этими терминами. Но их также легко спутать. Некоторые могут ошибаться, думая, что Java – это просто сокращенная версия JavaScript. На самом деле, несмотря на некоторое сходство, эти два языка функционируют совершенно по-разному. Поэтому давайте разберемся в этом руководстве, чтобы понять разницу между Java и JavaScript. После этой статьи вы можете определить, интересна ли вам эта сфера и решить, какие именно курсы более подходят для вас: курсы разработки на Java или курсы разработки на JavaScript.
Java против JavaScript
Согласно официальному сайту платформы Java, основное различие между Java и JavaScript заключается в том, что Java – это язык программирования ООП, в то время как JavaScript – это сценарий программирования ООП. Код JavaScript написан полностью в виде текста и нуждается только в интерпретации. Java, с другой стороны, должен быть скомпилирован.
Они также используются для разных типов проектов. Java используется для создания приложений на устройствах или в браузерах, в то время как JavaScript используется в основном в HTML-документах и браузерах. Для использования Java и JavaScript применяются различные плагины.
Java
Java стала основой для подключения унаследованных корпоративных систем к высокодинамичным веб-интерфейсам, что обеспечило ей широкое применение в корпоративном мире. Она поддерживается многими крупными корпорациями и широко используется в их стеках. Среди компаний, использующих Java, можно назвать следующие:
- Airbnb использует Java в основном для разработки бэкенда;
- Google использует Java во многих своих приложениях, включая Web Toolkit, приложения на базе Android и Gmail;
- Компания Uber была построена на Java и часто ищет Java-разработчиков;
- Paypal была одной из первых крупных платежных платформ, использующих Java. Они начали перестраивать свою платформу на JavaScript, но большая ее часть все еще использует Java;
- Компания Tesla использует множество языков программирования, но при поиске работы требует знания Java;
- Twitter использует Java для создания плавного цифрового интерфейса;
- Minecraft, популярная видеоигра, была разработана с использованием Java;
- NASA использует Java для своего программного обеспечения для обслуживания и наблюдения;
- Spotify в основном использует Python, но значительная часть Java используется в разработке бэкенда.
JavaScript
JavaScript, похоже, является естественным разрушителем, появляющимся в различных местах. Хотя он был рожден для обслуживания приложений на стороне клиента в браузере, JavaScript перебрался на сервер и рабочий стол через NodeJS и, очевидно, здесь и останется. Отличные UI-фреймворки, такие как AngularJS, могут работать синергетически с любым видом реализации back-end.
На рынке появилось большое количество гибридных фреймворков для мобильных приложений. Они являются кроссплатформенными, поэтому будут работать на различных мобильных устройствах без перекомпиляции. Они выглядят точно так же, как родные приложения, и привязаны к акселерометрам, сенсорным экранам и остальному спектру аппаратных средств, доступных на мобильных устройствах. Некоторые игровые движки, такие как Kiwi и Bablyno, используют JavaScript для настройки игрового процесса.
Перспектива разработчика
Компилируемые языки по сравнению с интерпретируемыми
Компилируемые языки, такие как Java, проверяют код всего проекта, оптимизируя и преобразуя каракули в байт-код, который позже может быть прочитан виртуальной машиной Java (JVM). Она отлавливает большое количество синтаксических ошибок и предупреждает об этом кодеров на этапе компиляции.
С этого момента кодер работает со сжатым пакетом байт-кодов, таким как Java Archive (JAR) или Web Archive (WAR) в случае веб-приложения. Затем этот пакет может быть исполнен виртуальной машиной или веб-контейнером, который открывает его, загружает в память, находит точку входа и оживляет его на чьем-то рабочем столе или сервере. Это не мешает вам делать логические ошибки в программировании, но, по крайней мере, у вас есть возможность исправить все синтаксические ошибки прямо с порога.
Безопасность интеллектуальной собственности также является проблемой, решаемой многими компилируемыми языками. Компиляция Java по своей сути не защищает ваш код от декомпиляции, но есть способы защитить ваш результат, описанные на различных ресурсах в Интернете.
Интерпретируемые языки, такие как JavaScript, читают ваш исходный код во время выполнения и интерпретируют его по ходу работы. Интерпретаторы стали настолько быстрыми и мощными, что падение производительности от действий интерпретации едва заметно.
С одной стороны, это обеспечивает множество “творческих” решений и динамических манипуляций с существующей кодовой базой. С другой стороны, это способствует развитию культуры коротких путей, “клейкой ленты”, умного кода и неясных решений. Для создания и поддержки крупных проектов на JavaScript требуется большая организационная культура и дисциплина.
Что касается безопасности интеллектуальной собственности, то на самом деле нет хорошего способа сделать свой код одновременно исполняемым и недоступным. Существуют “минификаторы”, “uglyfiers” и другие пакеты обфускации, но ни один из них не запутает ваш код настолько, чтобы он стал окончательно нечитаемым. Причина в том, что интерпретатор должен быть в состоянии прочитать ваш код во время выполнения. Пакет обфускации может избавиться от всех пробелов, возвратов каретки и табуляций, и вообще сделать его похожим на кусок беспорядка; но в конечном итоге он должен сохранить множество оригинальных элементов.
Сильно типизированные и динамически типизированные типы
Java фиксирует все свои переменные в определенном типе. Если вы определяете объект определенного типа или создаете переменную заданного примитивного типа, эта переменная фиксируется в своем типе. Если есть несоответствия, вы не сможете выполнить свой код, пока не исправите проблему. Это ограничение формирует хорошие привычки кодирования и требует, чтобы намерения совпадали в любом проекте Java.
Одним из потенциальных недостатков этой особенности языка является то, что вокруг сильной типизации много церемоний. Поскольку новые публичные методы и свойства для любого объекта должны быть частью публичного интерфейса, эти элементы часто должны быть определены во всем дереве наследования. Это усложняет расширение различных определений объектов в процессе разработки. Это затрудняет создание прототипов и потенциально замедляет быструю разработку на ранних этапах создания продукта.
Динамическая типизация, реализованная в JavaScript, позволяет строить города в небе, паря в воздухе. Она позволяет определять переменные, структуры данных, объекты, функции и массивы в строке, в том месте, где они вам нужны. Это делает код довольно шатким на вид, но позволяет расставить все по местам на сцене. Вы получаете возможность определять структуру объекта в своем контексте.
Основным недостатком динамической типизации является неопределенность того, что на самом деле содержит ваша переменная в любой момент времени. Если вы присвоите переменной неправильное содержимое в другом месте кода, вы не обнаружите этого, пока не выполнится бессмысленная строка. Ваш код взорвется только тогда, когда вы попытаетесь выполнить команду “открыть дверь” и поймете, что на самом деле вы держите котенка.
Есть несколько способов исправить ситуацию. Можно определить конкретные типы и проверять наличие этих типов, а также свойств и функций, связанных с конкретными объектами, перед их использованием. Это, однако, добавляет накладные расходы, с которыми свободно справляются языки с сильной типизацией. Вы также можете использовать TypeScript, который является предварительно скомпилированным дополнением к JavaScript, вводящим строгую типизацию в язык и действующим аналогично компилятору с этой точки зрения.
Объектно-ориентированное программирование
И Java, и JavaScript являются объектно-ориентированными языками. В то время как Java требует использования объектов во всей кодовой базе, JavaScript значительно более снисходителен, позволяя осуществлять простое линейное программирование без использования объектов. Оба языка допускают наследование и полиморфизм – главные составляющие объектно-ориентированного дизайна. JavaScript более неудобен в этом плане из-за динамической природы языка и относительно сложного синтаксиса, который требуется для выражения таких конструкций.
Функциональное программирование
Функции в JavaScript являются гражданами первого класса. Они рассматриваются как объекты, могут передаваться в другие функции и при необходимости нести собственные переменные-члены. Такая гибкость позволяет реализовать некоторые очень интересные решения и модели проектирования, которые доступны только для языков, поддерживающих функциональное программирование.
Java имеет свой собственный ответ на функциональное программирование. В Java 1.8 (“Java 8”) появились лямбды, которые являются мощным способом фильтрации и манипулирования коллекциями данных. Тем не менее, применимость лямбд ограничена манипуляцией данными и не выходит за эти рамки.
Библиотеки и фреймворки
Многие языки определяются набором доступных для них библиотек. Эти библиотеки делают или разрушают язык, независимо от его возможностей. Самый продуманный, гибкий и хорошо продуманный язык в мире меркнет по сравнению с языком, имеющим широкую поддержку и мозговой центр.
В этом вопросе оба языка довольно равны. Java недавно потерпела поражение в браузере, так как Google отказался от поддержки Java в Chrome, ссылаясь на отсутствие безопасности. Тем не менее, Java имеет очень сильное присутствие на рынке устройств: как на базе Android, так и на других. Java имеет очень сильное присутствие в веб-разработке на стороне сервера, особенно благодаря фреймворку Spring и, в частности, его предложению MVC. JavaScript, однако, идет рядом с ним в хвосте: NodeJS – это сильное веб-решение на стороне сервера, а AngularJS – полностью клиентское MVVM-предложение.
Оба языка поддерживают подавляющее большинство хранилищ данных любого типа: базы данных SQL, хранилища документов NoSQL, облачные хранилища блочных данных, очереди и т.д. Для Java было разработано множество графических библиотек, которые затем были перенесены на JavaScript, например Processing, который был перенесен на p5.js с полнофункциональной поддержкой.
Рабочий процесс разработчика
Среды разработки
В дополнение к библиотечной поддержке, интегрированные среды разработки (IDE) могут сделать или сломать язык. Хорошая IDE помогает разработчикам быстро просматривать кодовую базу. Она также должна иметь такие полезные помощники, как IntelliSense (встроенный поиск, аналогичный предлагаемым Google поисковым запросам), контекстная подсветка, подсветка ошибок (подчеркивание кода, требующего исправления, перед компиляцией или отправкой на интерпретацию) и инструменты помощи при рефакторизации.
Для Java существует большое количество предложений, таких как Eclipse, NetBeans и IntelliJ IDEA. Некоторые из этих инструментов бесплатны, в то время как другие имеют разумную цену за ту ценность, которую они предлагают. Как и Java, все эти инструменты работают на различных платформах.
JavaScript поддерживается большинством текстовых редакторов, а также вышеупомянутыми IDE. Автор отдает предпочтение следующим текстовым редакторам: Notepad ++ для ПК, Sublime Text для Linux и Brackets для Mac. Многие из этих решений поддерживают способ размещения вашего приложения JavaScript, в то время как другие просто полагаются на Grunt для размещения вашего решения и обновления при изменении файла. Отличные инструменты отладки доступны в большинстве популярных веб-браузеров, причем инструменты разработчика Google Chrome в настоящее время лидируют.
Любой из этих наборов инструментов очень силен и полнофункционален; однако Java имеет немного лучшую поддержку предупреждений IDE “канарейки в угольной шахте” отчасти из-за своей сильно типизированной природы. Кроме того, распространенные наборы инструментов для разработки JavaScript могут оказаться сложными для начинающего разработчика в плане настройки и освоения с самого начала.
Инструменты тестирования
Тестирование, особенно модульное тестирование, является важной частью процесса разработки программного обеспечения. В динамически типизированных языках, таких как JavaScript, модульное тестирование может занять место проверки типов во время компиляции. Когда все функциональные возможности реализованы должным образом, это позволит разработчику быстро определить, пытается ли он выполнить метод “открыть дверь” на котенке.
Что касается тестирования, то в JavaScript широко используются Jasmine, Mocha и JEST. В AngularJS также часто используется Protractor для сквозного тестирования.
Java предлагает множество инструментов, многие из которых хорошо интегрированы в IDE, что отлично подходит для разработки тестов. JUnit – один из таких фреймворков. Вы можете просматривать результаты отдельных тестов в специальном окне в выбранной вами IDE, а также просматривать и отлаживать каждый отдельный юнит-тест. Если система сконфигурирована с Maven, она также будет запускать все ваши модульные тесты каждый раз, когда вы компилируете проект.
Автоматизация сборки и доставки
Этот набор инструментов в основном применяется на последних этапах цикла разработки программного обеспечения. Он важен для разработчиков, поскольку регулирует переносимость кодовой базы между компьютерами разных разработчиков в команде, а также непрерывное тестирование и доставку программного обеспечения.
Отдельные разработчики могут воспользоваться Bower для поиска библиотек и Grunt для управления сборками и их выполнением на стороне JavaScript. При определенной настройке Bower будет автоматически извлекать для вас новые пакеты библиотек, если они были добавлены в проект другими разработчиками, а у вас они не установлены. Grunt обработает ваш JavaScript и другие ресурсы в папке execute, выполнит обфускацию исходного кода, если это необходимо, и запустит или обновит ваш контент на веб-сервере.
На стороне Java Maven будет выполнять большинство вышеупомянутых действий. Maven интегрируется с большинством Java IDE и значительно облегчает жизнь разработчиков.
Что касается разработки и доставки на производственный сервер, большинство инструментов непрерывной интеграции поддерживают оба стека без проблем.